Баббиты

Баббитом называется особый антифрикционный сплав, который изготавливают на основе свинца либо олова. Как правило, его используют в процессе заливки вкладышей подшипников. Высокие антифрикционные характеристики данного сплава напрямую зависят от его отличительной гетерогенной структуры, которая представляет собой мягкую пластичную основу с вкраплениями твердых частиц. В данном случае этой мягкой основой выступают олово либо свинец, обеспечивающее равномерность прилегания и возможность прирабатывания подшипников к валу. Твердые же вкрапления являются опорой подшипника, обеспечивают его долговечность, уменьшая его износ и трение.

Особенности

Баббиты являются одними из наиболее старых антифрикционных сплавов подобного типа, которые активно используются и по сей день. Он был изобретен еще в 1839 году как материал для подшипников в паровых машинах.

Некоторые марки могут быть с добавками сурьмы, никеля, меди, кадмия, мышьяка, кальция, теллура, магния, натрия и др. Сплав характеризуется достаточно низкой температурой плавки – около 300-440°C, и хорошим показателем прирабатываемости.

Разновидности сплава

В зависимости от материала, баббиты бывают трех следующих видов:

  • оловянные;
  • свинцовые;
  • кальциевые.

Сферы использования

Для оловянного сплава, в отличие от свинцового, характерна высокая износоустойчивость и сопротивляемость коррозии, хорошая теплопроводность. Поэтому он, прежде всего, применим для подшипников, работающих на большой скорости и со средней нагрузкой. Кроме того, он еще и обладает более низким коэффициентом линейного расширения.

Свинцовый сплав применим в случаях, когда работа предполагает воздействие высокими температурами. Поэтому он используется при заливке подшипников для двигателей автотранспорта, тракторов либо прокатных станков.

Кальциевый сплав представляет собой соединение свинца с вкраплениями натрия, кальция, а также некоторых других элементов в зависимости от производителя. Он широко применяется в тяжелом машиностроении и вагоностроении, в частности, для подшипников в подвижном составе и других типов ж/д транспорта.

Марки

Марки баббитов и их химический состав должен соответствовать установленным ГОСТам, что обеспечит успешное его использование в любой сфере машиностроения.

В зависимости от хим. состава данные сплавы бывают следующих марок:

  • Оловянные - Б88, Б83С и Б83;
  • Свинцовые - БН, БС6 и Б16.

Определившись с выбором бабитов наша компания «ООО БАШСНАБКОМПЛЕКТ» поможет в приобретении данного вида продукции – все самое лучшее по доступным ценам, с доставкой по всей России. Будьте уверены в качестве оборудования и пострагантийном обслуживании. Ведь мы ручаемся за каждый проданный прибор.

Белые антифрикционные легкоплавкие сплавы на основе свинца и олова.
 
Используют для заливки вкладышей подшипников скольжения, которые должны иметь малый коэффициент трения между подшипником и валом, обязательно высокую износостойкость и пластичность, твердость, обладать микрокапиллярностью.
 
Различают марки баббитов: Б16, БН и БС6, Б88, Б83, Б83С в зависимости от их химического состава.
 
Свинцовый баббит отличается устойчивостью к более высоким рабочим температурам. Используется для двигателей с высокой нагрузкой, прокатных станов и др.
 
Оловянные баббиты обладают меньшим коэффициентом трения и большей вязкостью; также их отличает высокая теплопроводность и стойкость к износу и коррозионная устойчивость. Данный сплав более прочен, чем свинцовый.

Химический состав и категории качества оловянных и свинцовых баббитов

 

Марка баббита Катего­рия качест­ва Массовая доля основных компонентов, % Суммар­ная мас­совая доля приме-сей, % не более
Sn Sb Cu Cd Ni Аs РЬ
Б88

Выс­шая

 

Осталь­ное

 

7,3-7,8

 

2,5-3,5

 

0,8-1,2

 

0,15-0,25

 

 

— 

 

0,260

 

Б83

То же

 

То же

 

10,0-12,0

 

5,5-6,5

 

 

 

 

 

0,559

 

Б83С

— —

 

— —

 

9,0-11,0

 

5,0-6,0

 

 

 

 

1,0-1,5

 

0,265

 

Б16

Первая

 

15,0-17,0

 

15,0-17,0

 

1,5-2,0

 

 

 

 

Осталь­ное

 

0,660

 

БН

Выс­шая

 

9,0-11,0

 

13,0-15,0

 

1,5-2,0

 

0,1-0,7

 

0,1-0,5

 

0,5-0,9

 

То же

 

0,270

 

БС6

То же

 

5,5-6,5

 

5,5-6,5

 

0,1-0,3

 

— 

 

 —

 

 

 

0,285

 

Условия работы и применение оловянных и свинцовых баббитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марка

 

Характеристика

 

Давление МПа

Окружная скорость м/с Рабочая температура °С

 Применение

 

баббита

нагрузки

     

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Б88

 

Спокойная

 

20; 15

 

50

 

75

 

Подшипники для быстроход­

 ных и среднеоборотных дизе­

 

 

ударная

 

 

 

 

 

 

 

лей. Нижние половины

 крейцкопфных подшипников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

малооборотных дизелей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б83

 

Спокойная

 

15; 10

 

50

 

70

 

Подшипники турбин, крейц-

 

 

 

ударная

 

 

 

 

 

 

 

копфные, мотылевые и рамо-

 

Б83С

 

Спокойная

 

15; 10

 

50

 

70

 

вые подшипники малооборот­

 

 

 

ударная

 

 

 

 

 

 

 

ных дизелей, опорные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подшипники гребных валов

 

БН

 

Спокойная

 

10;

 

30

 

70

 

Подшипники, работающие

 

 

 

ударная

 

7,5

 

 

 

 

 

при средних скоростях и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средних нагрузках. Подшип­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ники дизелей, компрессоров,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

судовых водопроводов

 

Б16

 

Спокойная

 

10

 

30

 

70

 

Моторно-осевые подшипники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

электровозов, путевых ма­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шин, оборудование тяжелого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

машиностроения

 

БС6

 

Ударная

 

15

 

-

 

70

 

Подшипники автотракторных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

двигателей

 

 

Кальциевые баббиты.

Наиболее дешевые из баббитов кальциевые баббиты — изготовляются по

ГОСТ 1209-90.

Это сплавы на основе свинца с небольшими добавками кальция и на

трия. По требованию потребителя кальциевые баббиты легируют

другими легирующими элементами.

Изготавливают следующие марки кальциевых баббитов:

БКА, БК2 и БК2Ш. Химический состав и применение баббитов

даны в таблице.         

Кальциевые баббиты обладают наименьшей теплопроводно-

стью и наибольшей плотностью среди всех баббитов на основе

олова или свинца. К их недостаткам относится также легкая

окисляемость.

Все баббиты имеют существенный недостаток — низкое со-

противление усталости, что ухудшает работоспособность подшип-

ника. Из-за небольшой прочности баббиты могут успешно экс-

плуатироваться только в подшипниках, имеющих прочный

стальной (чугунный) или бронзовый корпус. Обычно тонкостен-

ные подшипниковые вкладыши автомобильных двигателей изго-

товляют штамповкой из биметаллической ленты, полученной на

линии непрерывной заливки.

Продолжительность работы подшипников зависит от тол-

щины баббитового слоя, залитого на стальной вкладыш. Умень-

шение толщины слоя увеличивает срок службы подшипника.

Дефицитность олова и в меньшей степени свинца заставляет

изыскивать и применять антифрикционные сплавы на менее де-

фицитной основе (например, на основе алюминия.

 

Химический состав и применение кальциевых баббитов

 

 

Массовая доля элементов, %

 

 

 

 

 

основные компоненты

 

примеси, не более

 

 

 

Марка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие

Применение

 

 

 

Са

 

Ма

 

Мg

 

Sn

 

А1

 

РЬ

 

Вi

 

Sb

 

Cu

 

Al

 

Mg

 

примеси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БКА

 

0,95-1,15

 

0,70-0,90

 

~"

 

 

0,05-0,20

 

Остальное

 

0,10

 

0,25

 

 

—.

 

0,02

 

0,30

 

Для заливки буксовых под­шипников трения для вагонов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и тендеров железных дорог.

 

БК2

 

0,3-

 

0,20-

 

0,01-

 

1,50-

 

 

То же

 

0,20

 

0,20

 

0,15

 

0,02

 

 

0,30

 

Для заливки вкладышей коренных и шатунных

 

 

0,55

 

0,40

 

0,05

 

2,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 подшипников дизелей и газовых двигателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БК2Ш

 

0,65-

 

0,70-

 

0,03-

 

1,50-

 

-

 

 

0,20

 

0,20

 

0,15

 

0,02

 

-

 

0,30

 

Для подшихтовки сплавов при

 

 

 

0,90

 

0,90

 

0,09

 

2,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заливке вкладышей коренных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и шатунных подшипников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дизелей и газовых двигателей.

 

Примечание. Баббит марки БКА по согласованию с потребителем может изготовляться с массовой долей алюминия менее 0,05 %.